среда, 24 апреля 2013 г.

А есть ли кризис ИТ-кадров в Ижевске?


Помнится, Олег Вылегжанин любит повторять, что в Ижевске настал кризис ИТ-кадров. Но так ли это на самом деле? Для компаний уровня ЦВТ или, скажем, НПО "Компьютер" - вполне возможно. А вот для менее крутых крупных компаний это зачастую не так. Или так, но они тщательно скрывают это от кандидатов на работу :-)

Так в чем же выражается отсутствие кризиса кадров в ИТ? Прежде всего в том, что компаниям не нужны специалисты. Это звучит странно, но это действительно так. Очень многие компании не хотят брать на работу даже мидлов, не говоря уже про сеньоров. Они готовы брать джуниоров. Или не брать никого, если вдруг джуниор не найдется. Рассмотрим эту ситуацию на паре примеров.

Пример первый и достаточно нетипичный - я. В 2012 году я стал серьезно подумывать о том, чтобы сделать свое хобби основной работой (переквалифицироваться из десктоп-разработчика в мобильного). К тому времени у меня уже был некоторый опыт разработки под Java (ME) и плюс я прокачивал свои скиллы в разработке под Android. Поскольку компания, где я тогда работал, не хотела заниматься разработкой мобильных приложений (предпочитая отдавать все на аутсорсинг или даже партнерам), то оставалось только искать другого работодателя. Поскольку я не был супервыгодным кандидатом (общие технологии разработки у меня, конечно, были прокачены довольно круто, но конкретно в Android я тянул только на джуниора), то начал я довольно осторожно - не с рассылки резюме, а с вопросов: какого уровня кандидаты вообще нужны. Результаты были довольно обескураживающие. Некоторые компании вообще не отвечали на вопросы (как так можно, я, честно говоря, до сих пор не представляю), некоторые открыто заявляли:"Нам нужен джуниор, если вы хотя бы мидл, то пообщаться можно, но все равно мы вам можем предоставить условия только как джуниору". Особенно странно это было слышать от тех компаний, где нет сильной команды способной быстро подтянуть джуниора до своего уровня. А может, я просто чего-то не понимаю в найме людей и теория, что лучше взять готового специалиста, который сможет писать продукт (и писать качественно) с первого рабочего дня, уже безнадежно устарела?

В 2013 я все-таки стал искать работу более активно. Но общение с компаниями только подтверждало выводы от предыдущих наблюдений.

Первая компания сказала: "Мы вас совсем не знаем, поэтому можем считать вас только джуниором и предоставить соответствующие условия". Мне до сих пор интересно, какое слово из моего резюме им неизвестно? Или им неизвестен уровень ПО, которое я разрабатывал (проектировал, руководил разработкой и т.д.)? Если так, то тут помочь я им не могу, оценивать уровень ПО, производимого компанией №1 в регионе, надо все таки уметь самостоятельно.

Вторая компания сказала: "Мы понимаем как ты крут, но у нас тупо нет денег, чтобы платить тебе столько, сколько ты стоишь. Так что мы поищем пока типичного джуниора. А потом, если деньги появятся - еще одного". Ну это хотя бы было логично, потому что компания имеет действительно классную команду, способную быстро развивать новичков.

Третья компания извинилась, что дезинформировала меня насчет вакансии и предложила другую работу. Мне ничего не оставалось, кроме как отказаться.

В конце концов я нашел место, где меня смогли оценить и предложить то, что мен было надо, но, сдается, что я попал скорее на исключение, чем на правило.

Второй случай произошел совсем недавно. Я пытался устроить одного своего знакомого, который (в отличие от меня) является сеньором безо всяких скидок и поправок. Причем устроить я его пытался на вакансию, которая максимально точно соответствовала его специализации. Ответ компании (а я общался тоже с хорошо знакомым мне человеком) меня совершенно убил: "Нам надо несколько джуниоров на смешную зарплату". Все, точка. И люди даже не хотят общаться на предмет того, что специалист на текущем месте легко выполняет объем работы за 3-4 джуниоров. Или что у него все скиллы прокачаны больше, чем у текущей команды вместе взятой. Просто не надо и все, хоть головой об стену убейся.

Так вот, пока ижевские компании в массе своей будут сразу без разговоров отказывать мидлам и сеньорам, я ни за что не поверю, что у нас кризис кадров.

PS. Комментировать можно не только здесь, но и на ИжАйТи.

Комментариев нет: